Главная / Новости /Общество / ​Святыни Аларского дацана

​Святыни Аларского дацана

21-10-2019

Гороо вокруг субургана

На днях в Аларском дацане в Иркутской области прошёл ритуал освящения вновь вернувшегося Будды - статуэтки с уникальным положением рук (ладони как обычно соединены вместе, однако пальцы сложены вовнутрь). Это, скорее всего, един­ственный такой Будда во всей эт­нической Бурятии, а может быть и в России. Теперь у Аларского да­цана две святыни – вернувшийся Будда и Ламский сад.

Святыня номер 1

Он пролежал в земле около 80 лет, с тех пор как в 30-е годы был разрушен ста­рейший в Иркутской области дацан. На­шёл его во дворе своего отца и принёс в дуган иркутянин Алексей Якубовский. А 20 августа внушительная делегация аларских буддистов привезла её в Ивол­гинский дацан. Нужно было идентифи­цировать и отреставрировать её. Конеч­но, в первую очередь статуэтку показали Пандито Хамбо ламе Аюшееву. Он был весьма удивлён и озадачен необычной и чудесной находкой. По его мнению, эта позиция совершенно нехарактерна для традиции Махаяны. Вероятно, Будда по­пал в Аларский дацан из стран традиции Тхеравады (Южная и Юго-Восточная Азия). «Только в Аларском дацане, самом север­ном историческом дацане на территории этнической Бурятии, мог быть такой Буд­да, - сказал Хамбо лама. - Он объединяет все буддийские традиции, поскольку ещё Будда сказал, что его Учение пойдёт на север».

Вернувшийся Будда

На аккаунте ФБ Зорикто ламы, ширээтэ Усть-Ордынского дацана, под фото ста­туэтки написали, что это - саннидхапини мудра: «Сожмите кулаки обоих рук и со­едините их, держа оба больших пальца в вертикальной позиции. Эта мудра совер­шается, если преданный совершил ошибку и просит прощения. Он умоляет божество простить его за всё неправильное, что он сделал». Тем не менее, вопрос остаёт­ся открытым: почему именно эта мудра и как эта статуэтка попала в Аларь? Как сообщил соржо лама Баясхалан Жапов, направлены соответствующие запросы в Монголию и Индию.

Возможно, что нас ждут и другие не менее значимые находки. В 20-х годах прошлого века аларец Дагба лама при­обрёл в Тунке полный 108-томный, писан­ный серебром Ганжур и Данжур. Он купил их у жителя села Тагархай Намсарая Буда­ева за 500 рублей с подношением хадака. Эту информацию со слов Паршин Жам­со Шалбаева (1910 - 2003 гг.) предоста­вил мне Даши лама Шаглахаев, ширетуй Хойморского (Аршанского) дацана «Бод­хидхарма». Куда они пропали при унич­тожении Аларского дацана в 1937 году?

Святыня номер 2

Аларский дацан был самым западным на территории этнической Бурятии и од­ним из самых ранних. Факт сам по себе примечательный, учитывая географиче­скую удалённость от основного ареала распространения буддизма и те препят­ствия, которые чинили губернские вла­сти и православная церковь на пути его распространения. В разное время в нём побывали Хамбо ламы Иролтуев и Итигэ­лов. Причём, последний служил в нём в 1888 - 1890 годах. Возможно, скрываясь от казачьей службы. В 2015 г. в нём побывал действующий XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. С Аларским дацаном свя­зано имя Агвана Доржиева. Сюда он не­однократно проходил из Тунки и Оки через Саяны и дальше в Кудинскую степь. В селе Аляты он заложил дуган и до недавних пор в Алари были старики, помнившие его врачевание.

На территории дацана есть так называ­емый Ламский сад, до сих пор он является украшением Алари. Учёный и обществен­ный деятель Цыбен Жамцарано писал о нём: «Особенно хорош садик на восточной стороне дацана, огороженный особо. Ны­нешний ширетуй (настоятель) с замеча­тельной любовью ухаживает за садиком, который растёт с удивительной быстротой. Здесь растут ель, кедры, пихты, листвен­ницы, яблони, черёмухи, смородины, кры­жовники и прочих цветов диких масса, как и во всей Алари... Впечатление от садика прекрасное, какое-то нежное, миленькое».

В поздние советские годы тогдашнее руководство совхоза решило снести свя­щенные деревья, несмотря на протесты населения. Когда подъехал бульдозер, учитель Виктор Мохосоев лёг прямо пе­ред ним. После этого он тяжело заболел, но сад отстоял.

Местная жительница Г.Д. Уданова рассказывала: «В 1978 году из Минска приезжал доктор минералогических наук Башкуев Б.Д., сын ламы, детство которого прошло при дацане. Он под­ходил, обнимал, целовал каждое дере­во Ламского сада, он помнил, как ламы выхаживали деревца, привезённые из Непала. Обращаясь к нам, просил о бережном отношении к саду». Поразил сад и Хамбо ламу Аюшеева. Увидев ве­личественные кедры, он был настолько восхищён ими, что долго стоял, обняв одно из них. После этого он пожелал остаться на ночь здесь, предпочтя юрту комфорту гостиницы. А на следующий год в Аларь приехал целый автобус па­ломников из Хоринска, Иволги и Улан-Удэ. Это были многочисленные потомки одного аларца, переехавшего когда-то в Бурятию. Узнав про кедр Хамбо ламы, они также обнимали его, дабы через него удостоиться его благословения и соприкоснуться со своими аларскими корнями.

Рамнай – праздник освящения

6 октября 2019 г. в Алари лил холод­ный осенний дождь, перемежавшийся с мокрым снегом. Но он не испортил праздник освящения. Его программа была стандартной: собственно молебен, торже­ственная часть с культурной программой и церемонией награждения, обед и спор­тивные соревнования.

Молебен провели десять лам, среди которых были ширээтэ ламы Сартул-Гэгэ­туйского, Унгинского и Усть-Ордынского дацанов, представители Иволгинского дацана и ряд других священнослужите­лей. Аларское землячество в Улан-Удэ представляли её председатель Александр Иринчеев и более десятка активистов: Сергей Тумуров, Эдуард Алексеев, Захар Дадуев, Чингис Миронов, Ольга Байроно­ва, Данил Дагаев и другие. Улан-удэнцы подарили дацану буддийские книги на тибетском и бурятском языках, иконы танка, другие предметы культа и, раз­умеется, внесли денежные пожертвова­ния.

В целом праздник рамнай прошёл на высоком уровне, заслуга в этом Баясхалан ламы. За четыре года службы в Алари он сумел собрать вокруг себя актив – наи­более деятельных прихожан дацана. В основном это уже зрелые люди, среди ко­торых соржо лама отметил Илью и Анну Дагаевых, Екатерину Шоткинову, Нелли Бухаеву, Олега Халудорова, Бато и Екате­рину Эрдынеевых, Евгения Дулмажапова и ряд других прихожан.

Дацан как точка опоры

В настоящее время Аларский дацан имеет дуган на историческом месте в Ала­ри и в нём находится соржо лама Баясха­лан Жапов. В районном центре Кутулик на федеральной трассе расположился новый центр дацана. Здесь есть действующий дуган, строится ещё один дуган, и здесь работают ширээтэ Шираб лама и его по­мощник Амгалан лама.

Наличие двух действующих центров: нового и исторического - очень важно для Алари, всего Левобережья Ангары и в целом Иркутской области.

Не случайно Зорикто лама, ширээтэ Усть-Ордынского дацана, сказал: «Для нас, иркутских буддистов, Аларский дацан, как старейший дацан региона, очень важен. Это живое свидетельство исторических корней Учения здесь и мы всегда при­знаём его первенство. Именно из Алари буддизм стал распространяться по всему бурятскому Приангарью. После принятия закона о свободе совести в 1905 году были сняты искусственные преграды на пути распространения буддизма среди бурят. И вслед за Аларским появились Унгинский и Кырменский дацаны, дуганы в Бильчире, Ольхоне и Алужино. В настоящее время в Иркутской области действуют Аларский, Унгинский, Иркутский, Усть-Ордынский дацаны. Есть общины в Ангарске, Шелехо­во и Ольхонском районе. Буддизм вновь, как и сто лет назад, расправляет крылья и объединяет нас со всем бурятским на­родом!»

Улан-Удэ – Аларь – Кутулик – Улан-Удэ

Александр МАХАЧКЕЕВ

Теги: буддизм Бурятия Россия Иркутская область Хамбо лама Дамба Аюшеев Святыня Аларского дацана



Наши издания